Сайт музыкального руководителя Михайловой Л.Г.
Презентация. Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк".Текст к презентации:Муз. руководитель: Ребята, в эти апрельские дни все люди неравнодушные к музыке отмечают 125-летие со дня рождения композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. На концертах, в театрах, в передачах радио и телевидения, в кинофильмах – повсюду звучит его музыка. Самым ярким и интересным произведением, написанным для детей, является симфоническая сказка «Петя и волк»(Слайд-1.) Это необычная сказка, ее рассказывают музыкальные инструменты в оркестре. Текст сказки сочинил сам композитор. (Слайд-2).И так, слушайте сказку: Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. (Слайд-3).Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. (V)Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром. (муз. фрагмент-1). На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело зачирикала она. (Слайд-4).Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. (V) Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи (муз. фрагмент-2). Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. (Слайд-5). Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную. (V)Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже (муз. фрагмент-3). Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. (Слайд-6). Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. (V)Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: « Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней (муз. фрагмент-4). «Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку. Вышел дедушка. (Слайд-7). Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. (V)Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент (муз. фрагмент-5). Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку. И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (Слайд-8). Волка изображают три валторны. (V)Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная (муз. фрагмент-6). Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. (Слайд-9). Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже. Из леса выходят Охотники. (Слайд-10). Любимое дело охотников – пострелять, и их изображают гром барабанов и литавры. (V)Послушайте, как звучат эти инструменты (муз.фрагмент-7). Охотники давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи (Слайд-11). Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём (муз. фрагмент-8).
Вот и закончилась симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок. Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание. И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,— каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны — появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк — волк проглотил утку. Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку (Слайд-12). Краткая беседа с детьми и обмен впечатлениями. 4 августа 2018 в 17:40
Прикреплённые файлы:Документ: Презентация. Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк". Описание файла:Файл называется: prezentacijasimf-skazkapetja-i-volk_3d5p5.pptx Это официальный файл организации «Сайт музыкального руководителя Михайловой Л.Г.», в нём содержится Презентация. Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк".. Размер файла: 1,92 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.