Сайт музыкального руководителя Михайловой Л.Г.
Презентация. "Развитие творческих способностей через сказку".Текст к презентации:(слайд №1). Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок. В.Сухомлинский (слайд №2) Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданье Благополучного конца. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр! Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения дети находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра. Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Театрализованная сказка позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду помогают всесторонне развивать ребенка. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Чтобы открыть в ребенке творческие способности, развить их, дать возможность ребенку раскрыться, проявить себя,помочь ему узнать самого себя, поверить в себя, узнать, на что он способен, нужно сформировать в нем необходимые для этого знания, умения, навыки: культура и техника речи, овладение навыками общения, формирование мыслительного процесса и познавательного интереса, эстетического вкуса, сферы чувств, сопереживаний, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление,двигательные способности детей, ловкость и подвижность,чувство ритма и координация движений,пластическая выразительность и музыкальность. Иными словами, накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Успешность и результативность этой деятельности в немалой степени зависит от музыкального воспитания в детском саду. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков, без элементарных знаний о музыкальном искусстве добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Работу над театральной постановкой я всегда начинаю с тщательной подборки сценария сказки. Сказка должна быть интересной, доступной возрасту детей по сложности текста, по протяженности. Стараюсь выбирать сказки, где присутствует много персонажей, чтобы больше детей было охвачено этой творческой работой. Если не получается найти такую сказку, то включаю в сценарий дополнительные персонажи или даже группы персонажей. (слайд №3) Например, в театральной постановке сказки В.Сутеева «Мешок яблок»: белочки с подружками, семейство зайчат, козочка, у которой практически не было текста, но появился сольный вокальный номер, безмолвная муха, внезапно вылетевшая из пустой кастрюли, но помогающая создать непосредственную комичную сцену в сказке. Желательно, чтобы сказка была музыкальной, ведь музыка украшает и оживляет любое действо, и театральное в том числе, и способствует развитию творческой активности ребенка. Но, музыкальные сценарии тоже удается найти не всегда, как и получилось с театральной постановкой сказки «Мешок яблок». Тогда я заполняю сценарий сказки музыкой, опираясь на свой опыт, музыкальный кругозор и вкус. И, это даже интереснее, так как, подбирая вокальную музыку, танцевальные композиции и фоновые музыкальные фрагменты, которые характеризуют тот или иной персонаж или какое-либо сюжетное развитие, я вкладываю в работу свою творческую индивидуальность и делюсь этим с детьми (Слайд №4). Музыка, сопровождающая театрализованную сказку, усиливает впечатления ребенка, будит его творческую фантазию, воображение, настраивает на творческие актерские проявления. В работе над театральными постановками или сценками, инсценировками на утренниках, я не раз убеждалась в том, что не следует, например, приказать ребенку: «Испугайся» — или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Но стоит подобрать музыку, соответствующую по характеру эпизоду сказки, и поведение юного артиста на сцене будет естественным, подлинным. Яркие тому примеры можно было наблюдать при просмотре той же самой театральной постановки «»Мешок яблок». Сколько творческой фантазии, инициативы и непосредственности проявили юные артисты, передавая образы несчастного трусливого зайчишки, злого коварного волка, доброй мамы-зайчихи, вредной, хитрой вороны, веселых озорных и задорных бельчат и зайчат. Исходя из собственного опыта, хочу сказать, что не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Умение внимательно слушать музыку, чувствовать ее, сопереживать ей, обогащает впечатления, как юного зрителя, так и юного артиста. Музыкальные впечатленияпомогают лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.Фантазия ребенка начинает работать активнее и помогает ему разобрать и решить задачу «очеловечивания» образов зверей, цветов, солнца, ветра, и даже дождя. (слайд №6) Например: яблонька, наливные яблочки, полевые цветы в театральной постановке «Госпожа Метелица» или море, щука, избушка на курьих ножках в постановке сказки «Царевна- Лягушка»). (слайд №7) Очень часто в театрализованной сказке действие сказочных персонажей сопровождается пением песен или вокальных отрывков (козочка из сказки «Мешок яблок», Падчерица из сказки «Госпожа Метелица», Герда из сказки «Снежная Королева»). Это довольно непростая задача для юных артистов, ведь нужно не только продемонстрировать вокальные навыки, но и умение согласовывать пение с образными, танцевальными движениями, жестами, мимикой, да еще и передать интонацию, характерную данному сказочному персонажу. С этой задачей мои юные артисты справляются без особых трудностей, так как прочно и системно осваивают на музыкальных занятиях навыки инсценирования песен, песенной импровизации, песенного творчества. И, конечно же, при условии если я, как педагог-музыкант постоянно вызываю и поддерживаю в ребенке интерес к этому виду деятельности. Приобретенные на музыкальных занятиях навыки музыкально-ритмических движений помогают детям находить свои творческие варианты, решения в передаче тех или иных сказочных образов. В работе над драматизацией сказки я стараюсь не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других и предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь моя главная задача — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям. В такой творческой атмосфере дети легко и свободно двигаются, общаются, импровизируют под музыку, без труда перевоплощаются в какой-либо сказочный персонаж, меняя походку, позы, жесты и т.д. Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие (Слайд №5). Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Необходимо сказать, что театрализованная деятельность не ограничивается только постановками сказок. Сказочные персонажи, театрализованные сценки, подготовленные дошкольниками, очень часто можно видеть на различных детских мероприятиях в нашем детском саду (утренники, развлечения). Яркий тому пример – новогодние утренники 2014 г. в старшей и подготовительной группах, где весь сценарий утренника построен на поочередном появлении на празднике разных сказочных героев (Красная Шапочка, Звездочет, Царевна-Лягушка, Снежная королева, Лисичка со скалочкой, Царевна Несмеяна, Художник-волшебник). Каждый ребенок старался передать характер своего персонажа творчески, непосредственно, индивидуально. Кроме актерского таланта нужно было еще продемонстрировать свои музыкальные умения и способности (спеть, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте и т.д.) Дети справились прекрасно! Нужно отметить еще один важный аспект в развитии творческих способностей дошкольников – это позиция педагога. Только личная заинтересованность и увлеченность творческим процессом постановки театрализованных представлений в детском саду позволит ему успешно развивать творческие индивидуальные возможности и способности ребенка. И только тогда театрализованное представление пройдет интересно, качественно, весело, красиво, когда каждый участник внесет в него свое творчество, вложит свой труд и душу. Главное – желание, и тогда в процессе работы придут и умения и нужные навыки. (Слайд №8) Формула успеха всегда заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных своим делом (слайд №9). 4 августа 2018 в 18:01
Прикреплённые файлы:Документ: Презентация. "Развитие творческих способностей через сказку". Описание файла:Файл называется: tekst-k-prezentaci-razitie-tvorch-sposobnostei-2_3d5p5.pptx Это официальный файл организации «Сайт музыкального руководителя Михайловой Л.Г.», в нём содержится Презентация. "Развитие творческих способностей через сказку".. Размер файла: 5,21 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.