Сайт музыкального руководителя Михайловой Л.Г.

Обучение игре на фортепиано

 Фотоальбом кружка.



 a1cb54bf0a2a5e0222ff950e8066b003.jpge73faa6f3b929e01df8b6674a5be4c0d.jpg0ad146881b156242efc70a176c555117.jpg9c59828ca4dcd637d3c3714383411d51.jpg


 Программа работы кружка "Домисолька" 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 18»

городского округа город Салават

Республики Башкортостан

 

 УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ  № 18 г. Салавата

_________________ Е.В.Муртазина

Приказ  от  «__» _________№  ___

Принят на заседании педагогического совета

Протокол от  «__» _________№  ___

 

               Дополнительная общеразвивающая программа
                     по обучению игре на фортепиано
                                      «Домисолька»
                                   для детей (6-7 лет)

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы:

Л.Г. Михайлова, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ № 18  г. Салавата

г. Салават

                                           СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка 3

1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы 4

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 5

1.3. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы 6

1.4. Соотношение общеразвивающей программы с другими

программами данного направления 7

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной

дополнительной общеразвивающей программы 7

1.6. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы 8

1.7. Формы и режим занятий   8

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их

результативности 9

1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной

общеразвивающей программы  9

II. Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей

программы  10

III. Содержание программы дополнительного образования   12

IV. Информационное обеспечение программы   14

V. Методическое обеспечение программы дополнительного

образования   15

VI. Список использованной литературы 16

VII. Приложения

                              I. Пояснительная записка

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка. Раннее музыкальное развитие является эффективным средством активации высших функций мозга и абстрактного мышления. С его помощью можно  корректировать задержки психомоторного развития. Упражнения для рук ускоряют процесс образования и закрепления условных рефлексов, ускоряют созревание сенсомоторных зон коры головного мозга, центра речи, способствует интеграции деятельности мозга. Массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера определяет актуальность  решения таких проблем с помощью занятий на музыкальном  инструменте фортепиано.

 В основу программы «Домисолька»   положена концепция развивающего обучения, всестороннего развития способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения игре на фортепиано. Обучение игре на фортепиано – протяжённый во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу. Программа музыкальной деятельности по обучению игре на фортепиано выстроена таким образом, что теоретические знания ребенок получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

Программа разработана с учётом знаний детской психологии. Музыкальная деятельность осуществляется  в игровой форме, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узко специальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни:

• хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками;
• развитие памяти, т.к. обучение игре на фортепиано предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных

произведений на память;
• развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;
• развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;
• игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость и вариативность мышления.

При разработке программы я опиралась на методики преподавания игры на фортепиано Корольковой И.С., Цыпина Г.М., Юдовиной-Гальпериной Т.Б., Беловановой М.Е.

Программа составлена для работы в кружке «Домисолька» по обучению дошкольников игре на фортепиано и  рекомендована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, работающих в данном направлении.

1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей  программы

 

Настоящая  программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Основная направленность программы – раскрыть природные данные ребенка, его индивидуальность и приобщить к лучшим образцам музыкальной культуры. Большинство детей, посещающих данный курс, не преследуют цель дальнейшего получения профессионального образования в этой сфере, а учатся «для себя». Набор детей осуществляется в первую очередь на основании их желания обучаться игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Дополнительное образование детей является важной составляющей образовательного пространства в современном российском обществе. Оно востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Процесс воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития, способностей, потребностей и интересов детей, что способствует их самовыражению и самореализации. Дополнительное образование - сфера свободного самоопределения личности, и для существования этой сферы необходимо наличие вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности детей и их родителей.

Одним из важнейших направлений в современном дополнительном образовании является художественно-эстетическое развитие – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве. В процессе художественно-эстетического воспитания в ребенке воспитывается стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщаться к художественной деятельности, а также развиваются творческие способности. Эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса и созидательного мировоззрения у детей способствует решению задачи формирования гармонически развитой личности.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника. И эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Обучение игре на фортепиано – один из центральных разделов музыкального воспитания. В течение веков этот вид искусства привлекает детей и их родителей своей зрелищностью и яркой художественно-эстетической направленностью. Можно сказать, что фортепиано давно стало традиционным инструментом в системе дополнительного музыкального образования. Также широко известен факт стимулирующего значения совершенствования мелкой моторики на психическое и эмоциональное развитие детей. Уровень интеллектуального развития, развитие речи, внимания, воображения, пространственного мышления находится в прямой зависимости от сформированности точных движений пальцев рук. Обучение игре на музыкальном инструменте развивает способность к концентрации внимания, дисциплинированности, усидчивости.  Эти способности, безусловно, в дальнейшем благоприятно отразятся на качестве учебы.

1.3.  Цель и задачидополнительной общеразвивающей программы

 Цель:  формирование художественного вкуса, музыкальной культуры дошкольников,  развитие музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, слуха (интонационного, гармонического, тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки через обучение игре на фортепиано.

Задачи:

• обеспечить педагогические условия для усвоения обучающимися данной  программы по предложенному курсу;
• способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
• приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений известных композиторов и пьес собственного сочинения;
• способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;
• сформировать пианистическую базу для дальнейшего  музыкального развития.

1.4. Соотношение общеразвивающей программы с другими программами данного направления

Данная программа имеет некоторые принципиальные отличительные черты от дополнительных образовательных программ, используемых в детских музыкальных школах и в детских школах искусств (А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано», А.Николаев «Школа игры на фортепиано», Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано» и др.).

Главная ее особенность в том, что она составлена с учетом возрастных особенностей детей-дошкольников, а именно, особенностей их физического и психического развития. Пианистический аппарат ребенка дошкольника имеет физические ограничения, и поэтому план программы и структура занятий имеют некоторые отличия:

1. Доминируют игровая и импровизационная формы обучения.

2. Принцип наглядности является одним из основных в процессе освоения учебного материала.

3. Частая смена видов деятельности.

4. Комплексный метод преподавания, т.е. теория и практика усваиваются дошкольником в единой форме (в детских музыкальных школах и детских школах искусств уроки фортепиано, теории, сольфеджио, музыкальной литературы существуют отдельно).

5.  Отсутствие дневников успеваемости и оценочной формы в определении результатов освоения программы.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы

Для результативной реализации программы учитываются возрастные особенности детей. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 6-7 лет.

1.6.  Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы

Продолжительность образовательного процесса – 1 учебный год.

1.7. Формы и режим занятий

Основной формой работы является индивидуальная музыкальная деятельность, продолжительность которой соответствует возрастным нормам детей и проводится  два раза в неделю по 30 минут, общее количество часов в год  непосредственно образовательной деятельности кружка   72 академических часа (36 часов).

При планировании  музыкальной деятельности по обучению дошкольников игре на фортепиано учитывается ряд важнейших принципов: наглядность (красочные, иллюстрированные пособия), частая смена видов деятельности (использование физкультминуток, пальчиковых игр, творческих упражнений), повторность изучаемого материала, игровая и импровизационная форма обучения (в зависимости от способностей ребенка, его темперамента,  эмоционального настроя, степени усвоения материала).

Примерная структура образовательной деятельности по обучению игре на фортепиано:

1. Упражнения, развивающие слух, ритм, память, помогающие овладеть начальной музыкальной грамотностью (пониманий понятий тоники, тональности, знание интервалов).

2. Упражнения для постановки руки – от простейших до достаточно сложных. Гамма входит в эти упражнения, а также является связующим звеном между 1 и 2 пунктом.

3. Гармонические упражнения. Они, как и гамма, даются в таком виде, чтобы развивать пианистические навыки и музыкальную грамотность.

4. Изучение нот на клавиатуре, постепенно переходящее в изучение нотной грамоты.

5. Изучение нотной грамоты.

6. Творческие упражнения.

7. Транспонирование, подбор по слуху.

8. Выучивание пьес, работа над произведением.

1.8. Ожидаемые  результаты и способы определения их результативности

 Ребёнок, прошедший полный курс программы в конце года должен освоить правильную посадку и постановку рук при игре на музыкальном  инструменте фортепиано, иметь начальные элементарные теоретические знания музыкальной грамоты, чтения нот с листа и показать начальные навыки владения инструментом. Кроме того, дошкольник должен исполнять выученные произведения осмысленно, уверенно, творчески.

Одним из главных результатов успешного освоения программы является заинтересованность ребенка в освоении этого вида музыкальной деятельности, а так же его  желание и способность продолжать обучение в детской музыкальной школе, в детской школе искусств и т.д.

1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы

 Итоговое мероприятие проводится в конце года с присутствием родителей в форме выступления на отчетном концерте. Так же в течение учебного года планируется выступление дошкольников, обучающихся по данной программе, перед родителями и сверстниками на праздничных мероприятиях: День Матери, Новый год, 8 Марта, Выпуск в школу и т.д.

 

                         II. Учебно-тематический план
             дополнительной общеразвивающей программы
 

Тема

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

 

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

 

Знакомство с инструментом

Звуки

Звуки длинные и короткие

Ритм.

Восходящие и нисходящие звуки

Клавиатура.

Клавиши До, Ре, Ми

Клавиши Фа

Клавиши Соль, Ля

Клавиша Си

Нотоносец. Ключи. Нотки Соль, Фа

Играем по нотам. Нотка До

Играем по нотам . Нотки Ре и Си.

Длительности нот.

Нотки Ля и Ми

Восьмые

Нотки Фа и Соль.

Знаки альтерации.

Играем диез, бемоль, бекар.

Нотки на добавочной линейке.

Играем 2 и 3 пальцами.

Играем затакт

Паузы

Играем 2, 3 и 4 пальцами.

Интервал терция.

Нотки Ля, Си, До

Играем 1, 2, 3. И 4 пальцами.

Динамические оттенки.

Играем всеми пальцами.

Нотки До, Ре, Ми левой рукой.

Формула  Шопена. Позиция

Штрихи. Вольты.

Играем стаккато.

Играем легато.

Играем нон легато.

Нота с точкой.

Играем двумя руками.

Работа над репертуаром. Игра двумя руками

Выступление перед родителями


1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

  2

1

 2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

   2

   2

   1

   1

2

2

2

2

4

7

1

                                      Итого: 72 занятия (36 часов)  

IIIСодержание программы дополнительного образования

Содержание программы делится на два этапа: донотный период и период освоения нотной грамоты. Донотный период- освоение упражнений и песенок для игры без нот.

Содержание донотного периода:

1. Выбор ритмоформул с четвертями и восьмыми как базы для обучения ритмиче-

ским закономерностям.

2. Подбор стихов из детского фольклора с данными ритмоформулами.

3. Проговаривание стихов с прохлопыванием в ладошки (или с постукиванием

по крышке фортепиано).

4. Написание ритмических диктантов для рассматриваемых стихов.

5. Подбор мелодии на подобранный стих (играет педагог).

6. Повторение воспитанником этой мелодии на инструменте на тех же клавишах, на которых играл педагог.

7. Накопление багажа мелодий с данными ритмоформулами, которые дошкольник уже может играть.

На уроках фортепиано на протяжении донотного периода обучения используются речевые упражнения, как без музыкального сопровождения, так и с ним. В упражнениях без музыкального сопровождения происходит ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения различных моторных движений (прохлопывание в ладоши, марширование, ритмическое постукивание рукой по крышке фортепиано и др.). Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Важнейшим этапом обучения игре на фортепиано является переход к исполнению музыки на инструменте на слух. К этому времени ребенок уже знаком с клавиатурой; знает, как правильно извлекать звуки; он эмоционально прочувствовал и запомнил ритмические стихотворные фразы.

Второй этап – знакомство с нотной грамотой на основе 11-ти линейной системы. Освоение игры на фортепиано отдельно каждой рукой и двумя руками. Обучение игре разными штрихами. Знакомство с интервалами, динамическими оттенками, разными ритмическими рисунками, знаками альтерации. 

                         IV.  Информационное обеспечение программы

1.Г.Коган «Работа пианиста». Методическое пособие. – Москва: Издательство «Классика-XXI», 2004. – 204с.

2.И.Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Монография – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961.- 245с.

3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное

пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. –

240с., ил.
4. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр 

ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
5. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор»,

1991. – 191с.: ил.

6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и

викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI

век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»)

7. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Изд-во «Советский композитор», 1967 .

8. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». Советы юным музыкантам. – Санкт-Петербург: Изд-во «Северный олень», 1996.-24с.

9.Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании

дошкольников». Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов.— М.: Просвещение, 1986.

10.Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах». Учебное издание. – М.: Изд-во «Просвещение», 1990. – 159с.

 

V. Методическое обеспечение программы дополнительного образования

Техническое оснащение:

1. Музыкальный инструмент фортепиано

2.Музыкальный центр

3.Синтезатор

4.Компьютер

Дидактические материалы:

1.Фонотека с классической, русской народной и современной музыкой

2. Пособие «музыкальная лесенка»

3. Пособие «Ритмические палочки»

4. Детские музыкальные инструменты

5. Обучающие карточки для освоения музыкальной грамоты.

6. Пособие Н.Ветлугиной «Музыкальный букварь»

7. Учебное  пособие И.С.Корольковой «Я буду пианистом».

8. Иллюстрации к разделу «Слушание  музыки»

9. Пособие «Музыкальная мозаика» (иллюстрации с видами музыкальных

  инструментов. 

                VI. Список использованной литературы 

1. Т.Б. Юдовина-Гальперина «За роялем без слёз». – Санкт-Петербург: Изд-во «Союз художников», 2002.

2. Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано». Учебное пособие для студентов пед. институтов по музыкальным специальностям. М.: Просвещение, 1984.

3. М.Е. Белованов «Музыкальный учебник для детей». Издание 3-е. Ростов-на-Дону : Феникс,   2010.  – 187с.

4. Е.Тимакин «Воспитание пианиста». Методическое пособие. М.: Советский композитор, 1989.

5. А.Алексеев  «Методика обучения игре на фортепиано» . М.: Издательство «Музыка», 1978 – 286с.

6. А.Николаев «Очерки по методике обучения игре на фортепиано». Вып.1. Москва: Изд-во «Музыка», 1998.

7. Л.Баренбойм «Музыкальная педагогика и исполнительство». Методическое пособие . Москва: Издательство: "Музыка", 1974.

8. З.Роот  «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста». Издательство: Айрис-пресс,  2005 – 58с.


Презентация программы 

4 августа 2018 в 20:30

Прикреплённые файлы:

Документ: Обучение игре на фортепиано

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-programy_3d5p5.pptx

Это официальный файл организации «Сайт музыкального руководителя Михайловой Л.Г.», в нём содержится Обучение игре на фортепиано.

Размер файла: 8,18 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.